Педагог-психолог
Как адаптировать ребенка к саду? Самое активное участие в адаптации ребенка к саду принимают родители. Привыкание должно происходить еще до того, как он пойдет в ДОУ. Нужно рассказывать интересные истории о том, как будет ребенку в детском садике, говорить о новых знакомствах с детьми, прогуливаться вокруг детского садика и наблюдать за другими детками, которые уже в нем находятся, играть в ролевые игры «Детский сад» и т. д. Адаптировать ребенка к саду легко, если заранее ему рассказать о том, что его там ждет и как быстро он будет возвращаться домой к родителям. Хорошо, если родители первые дни, когда ребенок начинает посещать детский садик, будут рядом. Пока он знакомится с новыми детками и общается с воспитателями, рядом должны быть мама или папа. Это даст ему уверенность и защиту, пока он только знакомится с новой обстановкой. Поскольку любой ребенок первое время напрягается и переживает стресс, его силы будут брошены на восстановление эмоционального равновесия. Будет благоприятным, если родители научат ребенка самым элементарным навыкам самообслуживания до вступления в детский сад. Он будет уметь одеваться, застилать кровать, самостоятельно принимать пищу и т. д. Это избавит его от необходимости срочно обучаться данным навыкам в детском саду. Также рекомендуется родителям за пару месяцев до первого прихода крохи в детский сад изменить его режим дня. Узнайте в ДОУ, какого режима дня они придерживаются, и создайте такой же режим в домашних условиях, чтобы малыш к нему привык. Чем больше дом будет похож на детский садик, тем легче ребенку будет к нему привыкать. Если необходимо, то позвольте ребенку взять в детский садик его любимую игрушку, чтобы она не только его защищала, но и создавала ощущение, что о нем не забыли. перейти наверх Рекомендации для родителей Родители совершают очень много ошибок в период, когда их дети только привыкают к новым детсадовским условиям. Это лишь усугубляет процесс адаптации, делая ребенка агрессивным и нервным. Вот почему необходимо знать все этапы адаптации ребенка к саду, а также рекомендации, которые можно дать для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду проводится путем доброжелательного общения с ним о том, что его ожидает. Ошибкой является мнение взрослых о том, что ребенка необходимо сразу оставлять одного в новом учреждении. Психологи говорят о необходимости мам и пап первое время оставлять ребенка на 1-2 часа или на полдня, а иногда вместе с ним оставаться в группе. Пока малыш не узнает новой для себя обстановки, необходимо щадяще относиться к его детсадовскому режиму. Максимально приблизьте режим дня ребенка в доме к режиму, которого он будет придерживаться в детском садике. Это не заставит его дополнительно адаптироваться к новому режиму, помимо того, что все в детском садике является для него новым. Общаясь с малышом о детском садике, необходимо всегда отзываться только в положительной манере. Как говорится, учите ребенка искать что-нибудь хорошее в той ситуации, где ему бывает плохо. Пока малыш проходит адаптационный период в детском саду, необходимо стать терпеливыми и менее требовательными к нему. Если еще и дома он будет переживать и находиться в стрессе, это только усугубит его душевное состояние. Родители должны окружить малыша заботой, он должен чувствовать, что делает все правильно, а также нужен маме и папе, которые просто иногда не находятся с ним рядом. Очень важными становятся поступки родителей в момент адаптации ребенка к саду. Если они его поддерживают, искренне общаются, раскрывают свои планы («Я приду за тобой через 2 часа. Это когда маленькая стрелочка будет на цифре 12»), тогда уровень тревожности снижается. Ребенок все равно пребывает в стрессе, однако он уверен в остальных вопросах. Советы психолога. Учитывая особенности маленьких людей, они во многом перекликаются с рекомендациями педагогов. Однако здесь можно найти что-то новенькое. Подготовка ребенка к саду. Заранее следует сочинять сказки о том, как герой пойдет в детский садик, где ему сначала будет грустно, однако он там найдет много новых друзей, с которыми будет весело. Спокойное настроение. Отправляясь в детский сад, необходимо быть спокойными. Если мама плачет или переживает, каково будет ее ребенку в детском саду, данное настроение передастся малышу. Легкое расставание. Было замечено, что дети с одними родителями расстаются быстро, а с другими – мучительно. Если отправлять ребенка в детский сад с родителем, с которым он легко расстается, тогда данный процесс будет быстрым. Обозначьте время возвращения. Родители обязательно должны говорить ребенку о том, когда они за ним вернутся. При этом не следует опаздывать. Ритуал прощания. Хорошо, если ребенок со своими родителями придумает ритуал прощания, после которого они спокойно и решительно будут расставаться. Совершили определенный жест – и решительно уходите. Психологи не рекомендуют родителям делать следующее: Ругать малыша за то, что он плачет. Высмеивать или обсуждать в его присутствии его переживания. Пугать детским садом. Отрицательно отзываться о садике, воспитателях или воспитанниках. Обманывать ребенка о том, когда его заберут. Нередко психологическая помощь необходима не только ребенку, но и его родителям. Есть очень любящие мамы, которые сами готовы лить слезы, когда их дети отправляются ежедневно в детский садик. Это не помогает в процессе адаптации. Родителям следует верить в возможности ребенка, который является сильной личностью. У него все получится, родители должны быть в этом уверены. Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек. Основная задача работы педагога-психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей. Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям: Первое - это консультации Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись. Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития. Второе направление - это диагностика Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее. Ведь дети бывают разные, есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия. Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание Третье направление - это коррекционно-развивающая работа Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает в себя следующие формы работы: - индивидуальные коррекционные занятия; - занятия по подготовке детей к школьному обучению. Четвёртое направление - это психологическое просвещение и психологическая профилактика Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу - психологу в образовательном учреждении? Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами. Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив. Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь. Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой! Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям. Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Хочется сразу разъяснить ситуацию: психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности. Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад. Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии, песочнотерапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия. К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста. Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики. Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомиться с особенностями распорядка в детском саду. Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие. ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры. ПАМЯТЬ:Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. МЫШЛЕНИЕ:Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта. Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Рекомендации психолога для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 3-5 лет Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; всё большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее. Всевозможные игры, упражнения, развивать мелкую моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, развивать диалогическую речь. Например, упражнение «Звуки» (имея предметы, обращать внимание на то , как они звучат, например, поиграть на спрятанном инструменте, а малыш должен отгадать по звучанию ), «Подуй» (ребёнок дует на султанчики /мелко нарезанные салфетки/ или другое, при этом не надувая щёк), «Падают листья» (дети говорят куда какой листик упал, например, на крышу, в цветник и т.д. ), «Знакомство» (знакомство с ребёнком в определённой игровой ситуации, например, приходит в гости тётя или, кто другой и ребёнок представляет всех присутствующих и себя), «Приглашение»( ребёнок с помощью взрослого пишет письмо – приглашение на праздник), «Прощание» (взрослый помогает организовать проводы кого – либо). «Я дарю тебе словечко» (подготовка слов – подарков, например, Оля – поле, день рождения – день варенья и т.д.), «День рождения звука» (при появлении ранее не существующего звука у ребёнка, устраивается праздник, в честь этого) . «Угадай- ка» (загадывание загадок. А дети говорят отгадки, например, Большая, лохматая, коричневая?(медведица) Коричневая, весёлая, смешная? (обезьяна) и т. д. «Узнай по описанию» (описывается предмет, дети его не видят, взрослый задаёт вопросы типа: какое оно, какого размера, из чего и т.д., а ребёнок отгадывает по описанию, что это). «Петрушкины команды» (например, Петрушка говорит - скачите, пейте и т.д., дети выполняют, а потом дети дают ему команды). «Почтальон принёс открытки» (с ребёнком рассматриваются 4-5 открыток.Он запоминает, какую кому будет дарить и по мере того, как их достают, называет, кому она адресована, например, на этой открытке – зайцы, она для бабушки). «Полетушки» ( называют слово, а ребёнок говорит – летает или нет).
«День рождения Вини – Пуха» (взрослый называет взрослое животное, а ребёнок добавляет название его детёныша, например, в гости пришла свинья со своими детёнышами – поросятами и т.д.) «Чаепитие» (приходят гости, ребёнок называет , что нужно к чаю, например, сахарница, чашка с блюдцем и т. д.) «Магазин посуды» (например, чтобы купить посуду, надо знать . где она находится и для чего нужна и т.д.) Успех нашей деятельности зависит от вас. Больше читайте детям; придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др.( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ; в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки»( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.), раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.)«Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.
Придумывайте и фантазируйте, у вас, получится. Тест: «Какой Вы родитель?» Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
|