Дети с ОВЗ: что это такое? Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.
Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности. Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ. Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств. Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию); познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира); социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию); художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами). Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.
Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.
Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.
Педагог-психолог: организация взаимодействия педагогов; психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми; коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска; разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка; повышение уровня психологической компетентности воспитателей; консультации родителей.
Учитель-логопед: диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи; составление индивидуальных планов занятий; проведение индивидуальных занятий; консультирование педагогов и родителей.
Музыкальный руководитель: эстетическое и музыкальное воспитание детей; подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей; использование элементов музыкотерапии.
Инструктор по физкультуре: проведение мероприятий по укреплению здоровья детей; улучшение психомоторных способности воспитанников.
Воспитатель: проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы; развитие моторики; прививание культурно-гигиенических навыков; организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога; создание благоприятного микроклимата в группе; консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
Медперсонал: проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий; осмотры детей; контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм. Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63215-qqq-17-m11-vospitanie-detey-v-detskom-sadu-s-ovz
.Основная адаптированная программа дошкольного образования МДОУ детский сад № 28 "Рябинка"