ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №28 «Рябинка» 

Пояснительная записка

Основная образовательная программа ДОУ детский сад №28 «Рябинка» обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом из возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному,речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Основная образовательная программа, реализуемая в ДОУ, составлена на основе:

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013г. № 26);

· «Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г № 1155, зарегистрированно в Минюсте России 14.11.2013 год № 30384;

· Приказ Министерства образования и науки Российской федераци (Минобрнауки России ) от 30.08.2013 г. № 1014 г.Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

А также: Уставом ДОУ д/с «Рябинка», лицензией и локальными актами ДОУ.

 

 

Целью деятельности ДОУ Д/с №28 «Рябинка» является всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы решаются следующие задачи:

· Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать основы двигательной и гигиенической культуры.

· Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

· При построении педагогического процесса обеспечивать интеграцию естественных для дошкольника видов деятельности, основным из которых является игра.

· Совершенствовать пространственно-предметную среду ДОУ, способствующую развитию и саморазвитию социальных качеств личности ребенка, его речи.

· Соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования дошкольника.

· Усовершенствовать организационно-управленческую деятельность ДОУ ориентируясь на взаимодействие с родителями и вовлечение их в педагогический процесс.

Содержание ООП ДО выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДО:

· принцип развивающего образования, ориентированный на развитие ребенка в условиях обеспечивающих единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

· принцип научной обоснованности и практической применимости, ориентирующий содержание программы на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики;

· принцип полноты и достаточности, предусматривающий реализацию образовательных целей и задач на необходимом и достаточном материале;

· принцип содеятельности и самодеятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), способствующий оптимальному использованию возможностей режима дня, разных видов деятельности и форм её организации в соответствии с целями и задачами развития и образования дошкольников;

·комплексно-тематический подход, предполагающий построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, определяющий ведущей деятельностью - игровою;

 

 

Образовательные области по основным направлениям

развития дошкольников

Программа включает время на образовательную деятельность в процессе различных видов детской деятельности; образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей(далее образовательные области): социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому. 

 

 Особенности осуществления организации образовательного процесса

Образовательный процесс дошкольного учреждения имеет следующие организационные особенности:

· учет климатических условий при построении режима дня (холодный период, тёплый период)

· при планировании интерьера осуществляется принцип нежесткого центрирования,

· включение региональных компонентов «Байкал – жемчужина Сибири» , "Моя малая Родина" в разнообразные виды детской деятельности,

· функционирование 10,5 -часовой группы,

 · включение в организацию образовательного процесса летних каникул (июнь, июль, август).

Во время каникул проводятся мероприятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла (изобразительного искусства, музыкальные, спортивные, развлекательные).

Основная образовательная программа ДОУ, как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектирована с учётом его склонностей и индивидуальных возможностей. С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, педчасы, практикумы по типу деловых игр, дискуссионные столы, консультация по решению проблемных задач и практических ситуаций. Такие формы направлены на возникновение и развитие индивидуального стиля педагогической деятельности. Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе мониторинга выполнения программы каждой группы и наблюдения педагогического процесса. Коллектив активно сотрудничает с районным отделом образования, принимает участие в смотрах и конкурсах: «Детский сад года», «Красота своими руками», «Радуга талантов» и др. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы, обучаются в детских школах искусств. Воспитатели и учителя начальных классов на выпуске тесно сотрудничают с ДОУ, посещают занятия с дошкольниками. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывами школ уровень подготовки выпускников соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями на «хорошо» и «отлично». Родители выпускников и учителя школ удовлетворены качеством воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй и социумом. Педагоги ведут активную просветительскую работу среди родителей и общественности по своевременному развитию способностей дошкольников, подготовки детей к школе. Таким образом, направление основной образовательной программы в ДОУ будет способствовать: росту и профессионализму воспитателей, специалистов и руководителей ДОУ, преемственности в организации, содержании воспитательно-образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его; обеспечит вовлечение в воспитательно-образовательный процесс специалистов из числа родителей и ближайшего социального окружения.

 

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

Содержание основной образовательной программы образовательного учреждения отражает требования стандарта и группируется в три основных раздела:

Целевой, содержательный, организационный.

           Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики

особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с

учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)

детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе

детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Содержательный раздел определяет общее содержание дошкольного образования и включает образовательные программы, ориентированные на личностное развитие детей, интерес к национальным культурам, к обрядам, обычаям наших предков, необходимое внимание к вопросам здоровье сбережения детей дошкольного возраста в образовательной среде ДОУ.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок или  режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.